дневник К.В.Максимени
Стажировка в Приморском музее
Состоялась благодаря гранту «Музейный десант» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Первый день пребывания во Владивостоке, не смотря на хлопоты, связанные с приездом, оказался очень продуктивным. Для начала первое впечатление о музее Арсеньева. Поскольку попала я туда со служебного входа, стало понятно, что креативность характерна для сотрудников этого музея даже в части создания рабочего пространства: между лестничным пролетом размещена лодка путешественника. Довольно символичный образ музея – лодка, спасающая предметы в реке времени.

После знакомства с сотрудниками отдела музейно-образовательных программ ведущий методист Елена Владимировна Сушко познакомила меня с программой выездных выставок для школ, для которых у музея разработаны тематические планшеты, специальное оборудование и подготовлен специальный «выездной» фонд подлинных музейных предметов. Для организации такой мобильной выставки на базе школы требуется один музейный сотрудник, при этом мероприятие остается «музейным», ибо музейные предметы включены в экспозицию.

Второй день стажировки был посвящен знакомству с образовательными программами музея. Заведующая отдела Александра Осипова рассказала о многообразии тем, о том, что каждый выставочный и экспозиционный проект сопровождается разработкой какой-либо формой работы с посетителями. Большой интерес у меня вызвало оборудование - недорогие, но эргономичные и мобильные решения, которые позволяют чувствовать комфорт при занятиях, как посетителям, так и сотрудникам. Сформированы два полноценных музейно-педагогических пространства – «Кабинет исследователя» (в нем в этот день проводилось профориентационное занятие для студентов) и универсальное пространство для проведения выставок и занятий. Александра поделилась несколькими разработанными программами.

Несомненно, при организации музейно-педагогического пространства в нашем музее мы используем многие идеи музея им. Арсеньева.

Вторая половина дня посвящена была знакомству с основной экспозицией главного корпуса, а также с временными выставками.

Пример интерактивного музейного пространства - экспозиция, посвященная купечеству в дореволюционном Владивостоке. Ассоциативный набор предметов связанных с купеческими фамилиями вовлекают посетителей в игру. Звуки, создающие настроение, раскраски во многих залах (их любят не только дети, но и иностранные туристы), удобные места для созерцания и даже погружение в тему экспозиции, ее пунктирность и недосказанность создают особую атмосферу в этом музее - ощущение прошлого которое живет параллельно с настоящим.

День третий.

«Сказки с молоком» - проект, на сегодняшний день приостановленный в силу ряда объективных причин. Поэтому фотографиями со мной поделились сотрудники музея. Интересная интерактивная форма, которая позволяет на глазах у детей иллюстрировать сказки, которые рассказывает чтец. Чудесная форма для всех групп посетителей, но особенно для детей дошкольного возраста и семей с детьми. Сложность в реализации заключается, как мне показалось, в том, что это авторский проект - для него нужен заинтересованный художник, готовый к работе в таком импровизационном жанре. Также это классный пример налаживания партнерских связей между музеем и производителями местных продуктов.
Сотрудники одела маркетинга поделились своей стратегией работы со СМИ. Одни из самых эффективных каналов назвали городские порталы, с которыми налажены партнерские отношения.

Также я приняла участие в школе экскурсоводов. Работа ведется как со взрослыми группами, так и с детьми. Интерес высок, особенно со стороны взрослых. Лучших из выпускников школы приглашают для работы на выставки с большим потоком посетителей, иногда они пополняют музейный штат. Часто выпускники выступают и в качестве волонтеров.

Один из филиалов Приморского музея - жилой дом чиновника Суханова.

Историческое здание, в котором более 25 лет проживала большая семья Александра Васильевича Суханова. Выходец из Забайкалья, благодаря своему таланту и усердию он дослужился до звания старшего советника Приморского областного правления. В 1891 г. Суханов получил портрет и золотые именные часы фирмы Буре «за отличное состояние дорог и порядок в округе» из рук самого Цесаревича Николая. В советское время здесь был открыт музей благодаря тому, что один из семи детей Суханова Константин, был известным революционером, первым главой Совета рабочих и солдатских депутатов Владивостока, погибшем в годы гражданской войны. Сегодня этот камерный музей показывает интимное пространство жизни семьи российского чиновника на рубеже веков и раскрывает личности и непростые судьбы людей на примере четы Сухановых и их детей. Здесь мир серьезных «деловых» людей соединяется с миром детства, взросления, игр и увлечений.

Музей привлекает прежде всего своей атмосферностью, тебя буквально затягивает чужая повседневность. Неудивительно, что одни из самых многочисленных групп посетителей – корейские туристы, едущие во Владивосток в поисках «европейскости», находят ее именно в этом музее.

Проводят сотрудники и различные по форме занятия. Одно из самых популярных – детективный квест, основанный на реальных событиях. Однажды Александр Васильевич успешно выступал в роли следователя в поисках похищенной в ходе ограбления гигантской суммы - годового жалования всех служащих Владивостока.

Забавное наблюдение. В 2018 г. руководитель Жанна Владимировна Славинская побывала на семинаре «Музейная кухня» в Хабаровске. Там нам приводили в качестве примера опыт музея в Великобритании, в котором на старой мебели, на сидениях лежали засушенные цветы и шишки, дабы посетители на них не присаживались. Жанна Владимировна попыталась внедрить опыт, но наши посетители спокойно убирали «мешавшие» им предметы и располагались на антикварных стульях 19-го века. Пришлось вернуться к практике «угрожающих» табличек.

День четвертый.

Работа отдела маркетинга Приморского музея демонстрирует, что при грамотном планировании можно скромными средствами добиваться впечатляющих результатов. Работа над продвижением того или иного музейного события (выставки, мероприятия) начинается за 3-4 месяца. Активно используются как традиционные форматы продвижения, так и новые. Например, сотрудники нашли несколько волонтеров, которые рассказывают о музее в китайских и корейских социальных сетях. Активно привлекаются партнеры - кафе в окрестностях, кинотеатры. Один из рекламных форматов, о нем ранее я не слышала - это стикеры-наклейки. Используется контекстная реклама в интернете - этот формат нам также предстоит освоить.


Из экскурсионных форм наиболее увлекательными показались пешеходные экскурсии по городу, которых у Владивостокских музейщиков целая палитра: от «Тайн китайской "Миллионки"» до «Вкуса, цвета и запаха Владивостока» на которые собираются толпы горожан.

Миллионка – несколько кварталов старой, хаотичной застройки, где своей бурной, зачастую нелегальной жизнью в начале ХХ века жила китайская община Владивостока. Экскурсия рассказывает и о той огромной экономической роли, которую сыграли эмигранты в истории развития города.

Тайные ходы, лабиринты и тупики в которых можно было найти подпольные казино, опиумные курильни, дома и терпимости хранит множество детективных историй.

А порой можно встретить и старых обитателей этого самобытного района – вот например китайский водонос, воплощенный на стене уличным художником.
День пятый. Остров Русский

Вскоре Приморский музей Арсеньева ждут большие преобразования. Полным ходом идет работа по преданию ему статуса музея-заповедника за счет включения крепостных сооружений на острове Русском. Эти необычные постройка начала ХХ века мало похожи на наши представления о крепостях. Причудливая архитектура, незаметные сооружения, под которыми спрятаны подземные переходы, хранилища и казармы и другие помещения с непонятными обывателю назначениями разбросаны по значительной площади и притягивают туристов. Уже разрабатываются экскурсионные маршруты, составляются планы по реставрации и концепции использования этих сооружений в качестве музейного пространства.
День шестой.

В воскресенье мне предстояло познакомиться с работой двух филиалов Приморского музея им Арсеньева - музея Города и домом путешественника Арсеньева.

К сожалению, первый из них сейчас находится на реэкспозиции. Вскоре там появится большое экспозиционное пространство, рассказывающее об истории Владивостокской крепости. Об этом проекте мне рассказала сотрудник музея специально открывшая его для меня.

Будет продолжать после реэкспозиции свою жизнь удивительный по своему эмоциональному воздействию выставочный проект «Тихоокеанское время». Это успешный пример вовлечения местного сообщества в создание музейного пространства, в основе которого воспоминания и интервью жителей города, живущего в особом «морском» ритме, который измеряется разлуками и встречами. Здесь много интерактивных предметов, например коллекция звучащих дверных звонков.

Дом путешественника Арсеньева, как мне показалось, живет наиболее размеренной жизнью из всех прочих, мной посещенных музеев. Там сохраняются мемориальные комнаты, наполненные предметами, принадлежавшими Владимиру Клавдиевичу. Это крайне миниатюрное помещение, не способное принимать большой наплыв посетителей. Еще одна, формирующаяся часть музея рассказывает о многочисленных изысканиях этого удивительного ученого, создавая обобщенный образ его экспедиций.

В этом музее проводится кружковая деятельность, мастер-классы по рукоделию и промыслам коренных народов Приморья.
Поездка была крайне полезна в плане личного профессионального роста, удалось наладить связи с коллегами. С руководителем отдела исследований Приморского музея мы обсудили идеи совместных выставок. Тема одной из них – история Дальневосточной республики, могла бы объединить все музеи ДФО, а также другие, не музейные организации (архивы, библиотеки). Такой масштабный проект потребует привлечения средств. Огромную пользу принесла работа с отделом маркетинга. В нашем музее такая служба только зарождается. Кейсы маркетинговых стратегий, предоставленные руководителем отдела маркетинга и продаж Ариной Юрьевной Пилипчук уже помогли нам, показав в каких направлениях надо развиваться.

Методические материалы, которыми любезно поделилась Александра Осипова помогут по новому взглянуть на наши коллекции и расширить их образовательные возможности.

Пешеходные экскурсии по городу Владивостоку вдохновили на создание двух новых маршрутов по Чите.

А еще полезно было увидеть оборудование Приморского музея – зачастую недорогое, но эргономичное и удобное как для сотрудников, так и для посетителей, а главное, не портящее экспозицию, не разрушающее ее целостность.

Спасибо благотворительному фонду Владимира Потанина за предоставленную возможность познакомиться в опытом одного из самых передовых музеев нашего региона.

Made on
Tilda