672000, г. Чита, ул. Бабушкина, 113. тел. +7(3022)260315, 355530, 266709. e-mail: chitinsky.muzei@yandex.ru
Отдел Музей декабристов: 672010, г. Чита, ул. Декабристов, 3б. тел. +7(3022)310408, 310412
 
главная о музее новости экспозиции выставки коллекции публикации экспедиции
Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 ч. Выходной день - понедельник
Входная плата: - 130 руб. (для студентов, школьников, дошкольников и пенсионеров - 90 руб.) Экскурсионное обслуживание: - 90 руб. (для всех категорий)

 

Экспозиции музея
 
     
Археология Забайкалья
Фрагмент фриза экспозиции
ЭПОХА КАМНЯ    
   
Экспозиция посвящена древнейшей истории Забайкалья, уходящей корнями в глубины древнекаменного века. Вопрос об изначальном времени появления человека в Забайкалье пока ещё в полной мере не выяснен. Не исключено, что первопроходцем забайкальских просторов был синантроп, но исследователи (Г.И. Медведев и др.) считают возможным открытие на юге Восточной Сибири ещё более древних памятников, вплоть до плиоцен-эоплейстоценового существования. Синантропы жили в эпоху, которая, по археологической периодизации, называется ашелем (400-150 тыс. лет назад). Природные условия в то время существенно отличались от современных. На смену теплому климату пришло похолодание, перераставшее в оледенение.Несмотря на это, синантропы, уже овладевшие огнем и разнообразными способами охоты на крупных зверей, продолжали продвигаться на север и появились в пределах Сибири, в т.ч. в Забайкалье.
Мамонты
 
Они уже умели изготавливать каменные орудия в виде примитивных ножей, скребел, колунов. Скопление таких изделий обнаружено на поверхности древних галечников по берегам речки Гыршелунки - притока р. Хилок (М.Н. Мещерин, 1992). Единичные изделия архаичного облика найдены на высоких террасах и на днищах впадин в окрестностях Читы (кооператив "Учитель"), в районе Усть-Мензы на р. Чикой, в местности Базино в нижнем течении Хилка в Бурятии.
Более обстоятельны наши знания об эпохе мустье (150-35 тыс. лет назад). В результате резкого похолодания на полюсах планеты образовались мощные ледниковые покровы. В Восточной Сибири сформировались обширные ледниковые поля, прорезаемые Енисеем, Леной и другими реками. Холодное дыхание ледников ощущалось за тысячи километров от них в отдаленных пределах Северной, Восточной, Центральной и Передней Азии. В Забайкалье в это время усилилось влияние горных ледников. Они существовали не только на севере края, но и на юге - в Восточных Саянах, а также в верховьях р. Ингоды и Чикоя. Языки ледников, покрывавших наиболее высокие вершины и перевалы, по речным долинам спускались вниз. Резко сократилась зона лесов, им на смену пришли сухие холодные степи, которые продвинулись к северу на 250-300 км. В мустьерскую эпоху жили неандертальцы, занимавшие самую высокую ступень развития среди формирующихся людей. В Забайкалье открыты остатки поселений с культурными слоями, дающими представление о жизнедеятельности человека той эпохи, сумевшего адаптироваться к экстермальным природным условиям, научившегося в упорной борьбе за свое существование поддерживать огонь, изготавливать различные орудия труда и охоты из дерева м камня, обрабатывать шкуры животных. Около 100 тыс. лет назад неандертальцы поселились в верхнем течении р. Чикой у г. Коврижка. Здесь с глубины 6 метров подняты рубящие орудия, ножи, скребла. Все они имеют следы водного и эолового воздействия.
Неандерталец
Примерно 50 тыс. лет назад возникло поселение Приисковое у с. Большая Речка на том же Чикое, где выявлено около 6 тыс. каменных изделий, в т.ч. скребла, ножи, проколки, скребки, долотовидные и рубящие орудия. Установлено, что охота велась на оленя, бизона, лошадь, медведя.Поселение времени неандертальцев - Сухотино - 1 - обнаружено в долине р. Ингоды у Сухотинских скал на Титовской сопке в пределах Читы.
   
Более основательно человек освоил Забайкалье в верхнем палеолите (35-11 тыс. лет назад). К этому времени уже завершилось формирование современного биологического вида - homo sapiens (человек разумный). К начальному периоду верхнего палеолита относятся такие памятники, как Толбага, Мастерова Гора, Арта-3, Куналей, Варварина Гора, Подзвонкая. Один из наиболее интересных и хорошо изученных памятников этого времени - поселение Толбага на р. Хилок. Анализ геологических условий залегания культурных отложений, характера материала, радиоуглеродных датировок, позволяет определить возраст Толбаги около 35 тыс. лет назад. По этим параметрам к ней близки поселения Варварина Гора, Каменка (комплекс А), Подзвонкая, расположенные в Бурятии. Мастерова Гора, Арта-3 - в Читинской области.
Раскопки поселения Толбага. 1996 г.
 
Все они объединяются в толбагинскую археологическую культуру. Примерно к тому же времени, что и Толбага, относится поселение Куналей на р. Хилок в Бурятии, но для него характерны другой подход к обработке камня и своеобразный набор орудий. В то же время по характеру материала к Куналею примыкают такие поселения, как Каменка (комплекс Б) и Фомичево. Эти особенности указывают на существование различных этнических культур на территории края уже в столь отдаленное время (М.В. Константинов, 1994).
Продолжение позднего палеолита (25-11 тыс. лет назад) отражено в замечательных памятниках, расположенных в Усть-Мензе, Студеном, Косой Шивере в бассейне р. Чикой, на Санном Мысе на р. Уде, в Амаголоне на р. Онон, Танге и Сохатино-4 на р. Ингоде. Эти памятники многослойные, на них обнаружена большая серия жилищ с отчетливыми каменными обкладками по внешнему контуру: ей нет аналогов на других территориях азиатского континента. Жилища надежно укрывали от стужи и ненастья, огонь в очагах давал не только тепло, но и свет, возможность готовить пищу. Поэтому основная хозяйственная деятельность людей протекала под их кровом, здесь изготавливали орудия из камня и кости, шили одежду, делали украшения. Среди самых необычных находок на Сухотино-4 - ребро животного со схематичным изображением жилищ.
   
Стоянка позднепалеолитических охотников
В одном из жилищ поселения Студеное-2 найден украшенный орнаментом обломок оленьего рога со сквозным отверстием. Подобные изделия встречаются на палеолитических стоянках, но назначение их пока не ясно. Археологами им дано условное название - "жезл начальника". Прекрасно орнаментированный жезл выполнен уверенной, профессиональной рукой мастера и служит доказательством высоких художественных возможностей древних забайкльцев, наличия у них тонкого художественного вкуса. Об этом же свидетельствуют найденные здесь же украшения - бусины, подвески из мягких пород камня и скорлупы яиц страуса. Орудия труда, обнаруженные на поселениях этого времени, отличаются большим разнообразием. Появляются миниатюрные орудия в виде скребков, резцов, проколок, выполненные из яшмы, гораздо шире для этих целей используется кость. Одновременно встречаются и образцы более архаичных форм - рубящие орудия, массивные скребла, остроконечники. Важным условием для изготовления орудий было наличие сырья, т.к. для этого годился не всякий камень. Требовался материал одновременно и твердый, и в то же время легко поддающийся обработке.
Основным сырьем служили речные гальки, а также камень, который добывался в местах выхода коренных пород. Подобные места по добыче и первичной обработке материала называются "мастерскими". Такая "мастерская" каменного века известна на Титовской сопке. На протяжении тысячелетий приходили сюда люди за сырьем. Здесь найдены и инструменты, с помощью которых оно добывалось - кирки из оленьих рогов. Здесь же на месте производилась и его предварительная обработка: площадки покрыты сплошным слоем расщепленного камня. В непосредственной близости от "мастерской" на берегу р. Ингоды находится многослойное поселение Сухотино-4. Здесь выявлены различные типы жилищ, связанный с ними разнообразный каменный и костяной инвентарь. Найденные на поселении фаунистические остатки принадлежат 22 видам животных. Среди них кости мамонта, шерстистого носорога, бизона, винторогой антилопы, лошади, дзерена, горного барана, благородного оленя, лося, косули и др. В пределах 13-10 тыс. лет назад в Забайкалье, как и на значительной части планеты, существенно изменились природные условия. Во время климатических катаклизмов с общим вектором в сторону потепления происходило таяние материковых льдов, вымирала мамонтовая фауна, формировались современные биоценозы - тундровый, лесной, степной и других, более южных зон. Глобальные природные изменения оказали воздействие и на первобытное человеческое общество. Вооружившись луком и стрелами, гарпуном и другими охотничьими и рыболовными снастями, человек перешагнул в новую эпоху с тем, чтобы преодолеть возникший продовольственный кризис и закрепиться на этих рубежах, оставив потомкам памятники эпохи мезолита. Мезолит (среднекаменный век) датируется временем от 10,8 до 6,5 тыс. лет назад. Как самостоятельную эпоху его удалось выделить в Забайкалье благодаря исследованиям на многослойном поселении Студеное-1, которое отличает четкая последовательность 26 культурных горизонтов, из них 5 относятся к мезолиту. Важным дополнение к Студеному-1 стала Усть-Менза-1, где открыто 10 горизонтов мезолита. К нему же нами отнесено знаменитое поселение Ошурково в Бурятии с его тремя культурными горизонтами.
"Жезл начальника". Поселение Студеное-2
       
В мезолитических горизонтах выявлены остатки жилищ с каменными обкладками и без таковых (в виде круглых золистых пятен). Размеры жилищ обоих типов невелики - от 4 до 11 кв. метров. Их обитатели охотились на благородного оленя, косулю, джейрана, барана, лошадь, кабана. Во время охоты могли употрябляться не только каменные, но костяные и вкладышевые наконечники стрел. Вполне вероятно, что велась также охота на пушного зверя, например на соболя, белку, колонка. Важное место в хозяйстве стало занимать рыболовство. найдены кости щуки, налима, плотвы, ельца. Обнаружены костяные крючки, двузубчатые гарпуны, вызальные спицы для сетей. Не исключено, что в период мезолита уже была одомашнена собака. Как, например, в соседнем Прибайкалье, где найдены погребения собак. К мезолиту относится древнейшее из найденных в Забайкалье побребений. Оно обнаружено в пади Мельничное на Чикое. Человек был захоронен в грунтовой яме глубиной 0,8 метров. Скелет сохранился полностью. Он был обильно засыпан охрой - естественной минеральной краской, которая воспринималась как символ огня, крови и жизни. В оценке забайкальского мезолита нет единого мнения. А.П. Окладников не выделял мезолит в самостоятельную эпоху, считая это время продолжением палеолита. В последующем по проблеме забайкальского и сибирского мезолита высказывались самые различные точки зрения, и данная дискуссия еще далека от своего завершения.
С изобретением глиняной посуды (7,0-6,5 тыс. лет назад) начался заключительный период каменного века - неолит. Это открытие, равно как и накопление охотничьего опыта, побуждало человека к дальнейшему поиску. Его результаты известны: новый, сложносоставной тип лука, оснащенного костяными обкладками: появление усложненного собирательства (палки-копалки с кольцами-утяжелителями, зернотерки и плиты для растирания и т.д.); уникальная микропластинчатая техника, позволяющая получить массу "стандартных" микропластин для вкладышевых орудий; весьма трудоемкие, но результативные способы шлифования, пиления и сверления. Ряд памятников неолита связан с пещерами. Так, в Шилкинской пещере возле с. Шилкинский Завод, по словам А.П. Окладникова, "оказалось настоящее сокровище: останки неолитического захоронения и древнего поселения. При черепе человека (это все, что осталось от потревоженного искателями кладов костяка, если не считать некоторых других костей) лежала превосходная коллекция каменных и костяных изделий: односторонних зубчатых и двухсторонних наконечников гарпунов, вкладышевых ножей, а также изящных кремневых наконечников стрел двусторонней обработки."
Благодаря таланту антрополога Н.Н. Мамоновой облик древнего шилкинца воссоздан в виде скульптурного портрета. Близкий по характеру материал обнаружен в Богачинской пещере на той же Шилке и в Егоркиной пещере на Мензе (В.К. Колосов, 1986).
Приспособление для сверления. Реконструкция Р.Г. Федотова. с. Нерчинский Завод
В Забайкалье отмечается наличие не только отдельных погребений, но и могильников, состоящих из нескольких захоронений. Наиболее известный могильник изучался на Фофановой горе. Датировки погребений относятся к компактному отрезку времени, равному 400 годам - от 7040 до 6640 лет. Большой интерес представляют могильники, найденные И.И. Кирилловым у с. Молодовск на Шилке и на оз. Ножий в Агинском округе. Они имеют общие черты с фофановскими, но вместе с тем обладают особенностями, позволяющими выстраивать сложные этнокультурные сюжеты. Производственную и бытовую деятельность неолитического населения характеризуют материалы, найденные на местах его поселений. К неолиту относится большая группа поселений, расположенных на берегах рек и озер. Наиболее интересны Чиндант и Арын-Жалга на Ононе, Дарасун на Ингоде, Усть-Менза-1 и Студеное-1 на Чикое, Алтан на Мензе. Здесь сохранились очаги, выложенные камнем, и кострища. Обитатели поселений были охотниками.
Вид на поселение Студёное
       
В тайге добывали в основном благородного оленя, косулю, в степи - кулана, лошадь, дзерена, сайгу. Охота велась с использованием луков и стрел с разнообразными наконечниками - от тонких пластинчатых острий до подтреугольных двусторонне обработанных, оформленных из отщепов. Охотника часто сопровождала собака. Важным подспорьем в хозяйстве считалось рыболовство. Продолжали совершенствоваться традиционные способы обработки камня - расщепление, оббивка, ретушь. Большого искусства достигли древние мастера в получении тонких и длинных микропластин, отжимаемых с разнообразных форм микронуклеусов. Набор миниатюрных изделий составляли проколки, резцы, скребки. Они могли закрепляться в рукоятях из дерева или кости. К новым видам обработки камня относились пикетаж (точечная техника выбивки), пиление, сверление и шлифование. Большим разнообразием отличаются костяные изделия: шилья, иглы, игольницы, орнаментальные вкладышевые основы. Важнейшей чертой неолита являлось изготовление керамики. Она представлена преимущественно лишь фрагментами сосудов, хотя, впрочем, некоторые из них удалось реконструировать. Наиболее архаичные сосуды по форме - остродонные, более совершенные - круглодонные.
     
Неолитический глиняный сосуд
Сосуды формовали вручную, на заключительном этапе формовки использовали лопаточки - колотушки, обмотанные нитями. После завершения формовки на сырую глиняную поверхность наносили орнамент. В целом появление керамической посуды позволило готовить более полноценную и разнообразную пищу, нагревать на костре воду, а также хранить различные продукты. На поверхностях сосудов сохраняются оттиски нитей, а иногда и тканей, похожих на грубую мешковину. Зарождение и развитие ткачества привело, наверное к появлению принципиально новой одежды и бытового имущества. употребление посуды и тканей свидетельствовало о возрастающей устойчивости хозяйства, о стремлении к большой комфортности и красоте быта.
  ЭПОХА МЕТАЛЛА
Примерно в конце первой трети II тыс. до н.э. в Забайкалье начинается эпоха металла, что стало возможным благодаря открытию медной, а затем и оловянной руды. Богатые запасы этих руд стали основой формирования здесь одного из металлургических центров востока планеты. Медные орудия труда встречаются очень редко. Они найдены только в некоторых погребениях Фофановского могильника. Минеральный состав забайкальских руд способствовал получению сплава меди и олова - оловянистой бронзы, отличавшейся большой прочностью и высокими литейными качествами, позволявшими изготавливать орудия труда, оружие, украшения. Руда добывалась в шурфах и шахтах, достигавших глубины в несколько десятков метров. Остатки древних копей, где находили каменные кирки и молоты для дробления породы, обнаруживались на Аргуни, Ононе и Шилке при горных разработках, регулярно проводившихся с начала XVIII в. Руду дробили на мелкие кусочки, а затем, переслаивая с древесным углем, закладывали в плавильные печи, сооруженные из камня. Остатки таких печей найдены у сел Курунзулай, Усть-Иля, Кубухай, Буэлэсан, Бусыгино в бассейне Онона, у сел Еремино и Кука на Ингоде. После плавки металл разливали по формам из сланца, получая мечи, кинжалы, ножи, украшения. Забайкальские изделия из оловянистой бронзы с их солнечно-золотистой поверхностью, строгими формами и оригинальными художественными навершиями являются выдающимися достижениями не только местной, но и мировой древней металлургии. Один из наиболее характерных памятников эпохи палеометалла - Кристинкина пещера в верховьях р. Мензы. Она, так же, как и Шилкинская пещера, служила погребальным склепом.
Рядом с разрушенными погребениями двух женщин обнаружено более четырех десятков наконечников стрел, кроме них двусторонне обработанные вкладыши, скребки, а также орудия из кости, украшения, фрагменты керамики. Найдены здесь и бронзовые изделия: наконечники стрел, по форме напоминающие каменные, шило, обломки ножей. К этой же эпохи относятся и весьма многочисленные береговые поселения: Дешулан, Громатуха и Дворцы на Ингоде, Арын-Жалга (верхний слой), Будулан и Кункур на Ононе, Ишахан на Шилке, Черемушки на Хилке, Студеное-1, 2, Усть-Менза-1,2,3, Алтан, Косая Шивера на Чикое и Мензе (во всех случаях - верхние слои) и др.

 

Форма для литья
     
Во второй половине II тыс. до н.э. произошли значительные изменения климата в сторону его аридизации. Климат становился все более сухим, количество осадков сократилось. Результаты этого природного процесса были особенно заметны в глубинных районах Азии. В связи с этим здесь стало не возможным занятие земледелием. Наиболее приспособленным видом хозяйственной деятельности, применительно к новым условиям, оказалось кочевое скотоводство. Переход к нему совпал по времени с периодом, когда бронзовые изделия уже получили широкое распространение. А во второй половине I тыс. до н.э. в крае распространяется железо. С переходом к кочевому скотоводству, которое давало человеку более устойчивые и гарантированные источники питания, в степях и лесостепях резко возрастает численность населения. Рост населения и дальнейшее развитие хозяйства вели к усложнению общественной жизни, к усилению дифференциации общества. Кочевой образ жизни наложил отпечаток на формы ведения хозяйства, организацию власти, быт, нравы людей.
В Южном Забайкалье в конце II - первой половине I тыс. до н.э. жили племена, создавшие так называемую культуру плиточных могил. Ряд исследователей датируют данную культуру XIII-VI вв. до н.э. По характеру погребального обряда, обычаю ставить над захоронением оградку из крупных каменных плит мы называем носителей данной культуры "плиточниками". Настоящее имя этого народа неизвестно. Территория расселения "плиточников" была необычайно широка: от Байкала, на севере, до Ордоса и предгорий Нань-Шаня (возможно, и Тибета), на юге, и от Хингана, на востоке, до предгорий Алтая, на западе. От "плиточников" в степях остались многочисленные погребения. В ряде случаев это целые кладбища, которые имеют четкую планировку и строгий порядок. Например, у оз. Бальзино находятся около ста могил, образующих круги и четырехугольники. Расположены они, как правило, на возвышенных, хорошо освещенных солнцем местах. Монументальные погребения свидетельствуют о величии некогда жившего здесь кочевого народа. Они стали неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта забайкальских степей. на территории Забайкалья и Восточной Монголии раскопано около 600 таких могил.
Плиточный могильник в Могойтуйском районе    
Процесс сооружения плиточных могил выглядел следующим образом. Умершие помещались в сравнительно неглубокие ямы, головой на восток. после этого сооружали надмогильную выкладку прямоугольной формы. Вокруг нее устанавливалось ограждение из плоских монументальных каменных плит, поставленных вертикально и образующих ящик-ограду. В конструкции погребений иногда встречаются плиты с выбитыми на них различными изображениями. Это так называемые "оленные камни". Подобное название они получили потому, что на них выбивалось изображение оленей. Кладбища "плиточников" представляют собой не просто совокупность погребений, а целый комплекс культово-религиозных и погребальных сооружений. Кроме захоронений и "оленных камней", здесь имелись ритуальные жертвенники, иногда рядом располагались писаницы. Изучение погребений позволило многое узнать о различных сторонах жизни носителей данной культуры. "Плиточники" - первые номады (кочевники) забайкальских степей. В это время здесь появляются новые типы жилищ, транспорта, одежды, юрты, кошары, коновязи, табуны коней и отары овец.
   
Оленный камень в Агинской степи
 
Носители данной культуры были замечательными металлургами. В погребениях обнаружены многочисленные и разнообразные наконечники стрел, ножи, мечи, доспехи из бронзы. Впоследствии появились изделия из железа. Производство глиняной посуды полностью связано с ремеслом домашнего характера. Особый интерес представляют сосуды оригинальной формы - триподы. В Сибири, кроме Забайкалья, они нигде не встречаются. Триподы появились на территории Северного Китая еще в неолите и использовались земледельческими племенами. позже они стали своебразным символом китайской цивилизации. Появление триподов на территории Забайкалья свидетельствует об определенных контактах с южными соседями. Обычными в это время становятся войны. Они способствовали обогащению родовой верхушки, углублению социального неравенства, чем обусловлено появление бедных и богатых захоронений, в последних встречаются изделия из золота. Дальнейшая судьба культуры плиточных могил является предметом дискуссий ученых.
Трипод
 
Самые поздние плиточные могилы датируются VI в. до н.э., а самые ранние памятники хунну, следующей по времени культуры, относятся ко II в. до н.э. Разрыв составляет не менее трех веков, тем не менее, памятники, которые заполнили бы данный хронологический пробел, почти не известны.
     

На заключительных этапах времени существования культуры плиточных могил в степях появляются носители культуры херексуров. Херексурами в Центральной Азии называют каменные курганы, заключенные в ограды разных форм. Формирование данной культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае, оставлена она предположительно населением европеоидной расы. Усиление аридизации климата в степной зоне Евразии в конце II тыс. до н.э. резко снизило продуктивность пастбищ и вызвало интенсивное передвижение древних скотоводческих групп населения. Поэтому синхронно началось встречное движение двух скотоводческих культур. В результате херексуры появляются на территории Северной и Центральной Монголии, Юго-Западе Забайкалья, а плиточные могилы - далеко на западе, в предгорьях Алтая.

Мощные курганы - херексуры - диаметром 25 метров, сложенные из камней и окруженные оградкой из вертикально вкопанных плит, исследованы на юге Бурятии, у сел Урлук и Альбитуй в Красночикойском районе Читинской области.

   
В середине 70-х гг. на территории Восточного Забайкалья И.И. Кирилловым были найдены памятники, которые относились к новому, отличному от "плиточников", типу культуры. Она получила название дворцовской по известным скалам Дворцы, которые находятся в живописном Кадалинском распадке близ Читы, где и обнаружены поселение и погребения людей этой культуры. Захоронения "дворцовцев" выявлены также и в других местах по рекам Ингоде и Шилке. Дворцовская культура датируется примерно тем же временем, что и культура плиточных могил, поэтому между ними не случайно много общего. Некоторые исследователи считают дворцовскую культуру одним из вариантов культуры плиточных могил (А.Д. Цыбиктаров, 1998). К I тыс. до н.э. относится большое число писаниц (петроглифов). "Полотном" для древних художников служили ровные участки скальной поверхности, пещеры и гроты. Рисунки выполнялись красной и желтой охрой - природной краской, которую смешивали с жиром. Иногда они представляли собой целые композиции. Чаще всего человек рисовал охрой изображения в виде кругов и прямоугольников. Внутри или рядом наносились небольшие овальные пятна, кресты, сильно стилизованные зверинные и человеческие фигуры. Фигурки людей иногда стоят в ряд, взявшись за руки. очень часты изображения хищных птиц с распростертыми крыльями. В III в. до н.э. степи Юго-Западного Забайкалья по Селенге и ее притокам заселили кочевники хунну. Они жили в бескрайних степях Монголии и Северного Китая. Забайкалье было северной окраиной их расселения. Хунну - это первый народ, обитавший в Забайкалье, о котором мы знаем не только по археологическим, но и письменным источникам, прежде всего китайским.
Предметы из погребений Дворцовской культуры
 
Китайский историк Сыми Цень так писал о хунну: "Обитая за северными пределами Китая, они переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; часто разводят верблюдов, ослов...Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде... Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его шкурами, прикрываются шерстяным и меховым одеянием" (Цит. по: Л.Н. Гумилев, 1993).

Хунну были северными соседями Китая и постоянно подвергались агрессии с его стороны. Объединившись, хунну сами активзировали набеги на Китай. Чтобы уберечь свои владения от "северных варваров", Китай вынужден был построить Великую Стену. В конце III в. до н.э. хунну создали свое государство - первое на территории Центральной Азии и Забайкалья.

Хунну на равных вели 300-летнюю войну со своим могущественным южным соседом при крайне невыгодном для себя соотношении сил. Это замедляло развитие общества, не давало ему возможности встать на новую ступень своего развития. Можно сказать, что всю жизненную энергию народ тратил на защиту своей свободы и независимости. И все-таки хунну проиграли, но не Китаю, а своим восточным соседям - племенам сяньби (прамонгольский народ). Разгром хунну в 93 г. н.э. произошел после ряда неблагоприятных для них в климатическом отношении лет. Следствием этого был массовый падеж скота, что подорвало экономическую и военную мощь хунну. после этого часть хунну подчинилась сяньбийцам, часть ушла на территорию Китая, а ещё одна часть разбитых, но не покоренных хунну покинула родину и двинулась на запад. В V в. н.э. они достигли границ Римской империи и сыграли заметную роль в истории Европы, но уже под именем гунны. Именно они положили начало процессу, который получил название великого переселения народов. Хунну оставили в Забайкалье различные исторические памятники - поселения, городища, некрополи. Около Кяхты в Ильмовой пади расположен некрополь хуннских князей, рядом с Улан-Удэ - Иволгинское городище, на р. Чикой у сел Дурены, Жиндо - селища хунну.

     

 

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ      
В VI-IX вв. политическое первенство в Центральной Азии переходит к древнетюркским племенам. Одержав ряд побед над своими противниками, они создали новое государство - тюркский каганат. Его границы были необычайно широки, они простирались от Черного моря до верховий Амура. В 604 г. каганат распался на две части - восточную и западную. В VIII в. они перестали существовать, а на их развалинах возникло уйгурское ханство. Уйгуры, народ тюркского происхождения, заселили территорию Юго-Западного Забайкалья, но их влияние распространялось и восточнее.
В те времена, когда на юго-западе Забайкалья кочевали хунну и тюрки, в восточных районах проживали другие народы. Здесь культура плиточных могил сменилась бурхотуйской археологической культурой, названной так по месту первого исседованного А.П. Окладниковым могильника в пади Бурхотуй на Ононе. Погребения бурхотуйской культуры находятся на территории, которую занимали племена шивэй. Шивэй, в отличие от хунну и сяньби, не создали общеплеменного союза. они жили независимыми кочевьями, во главе которых стояли старейшины. Занимались в основном разведением крупного рогатого скота, свиней, в меньшей мере - коней. К этому времени относятся не только могильники. В долине Шилки около сел Верхние Куларки, Луженки, Шилкинский Завод найдены городища. Они укреплены системой валов и рвов. На реке Черной в Сретенском районе находится так называемый "Чудейский утес" - природная крепость, защищенная системой оборонительных сооружений. поверхность утеса плоская и покрыта десятками углублений - следами полуземлянок (Е.В. Ковычев, 1984). У сел Зоргол и Дурой в Приаргунье исследованы могильники конца I тыс. до н.э. - начала I тыс. н.э., связанные с племенами сяньби. Особый интерес представляют найденные в зоргольском могильнике берестяные туески с нанесенными на них резными линиями. Рисунки, выполненные на бересте, изображают кочевые стойбища, сцены охоты и перекочевок. По мнению И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева, это пока единственные памятники, связанные с племенами сяньби на территории России.

 

Берестяной туесок. Зоргольская культура
В X-XI вв. южные районы Забайкалья оказались в составе государства киданей. Кидане - монгольские племена, населявшие территорию Манчжурии. В 906 г. возникло государство киданей, которое возглавил верховный вождь Елюй Амбагань (872-926 гг.). Он завоевал степи Монголии вплоть до Алтая, разгромил древнетунгусское государство Бохай, повел активную наступательную политику в отношении Китая. Так в степях возникла новая империя - Ляо (железная). Киданьские укрепленные городки появляются к северу от Аргуни в южной части Восточного Забайкалья и на северо-востоке Монголии в долинах Онона и Керулена. К этому же времени относится Коктуйское городище в Приаргунском районе. На сотни километров через территорию Забайкалья, Северного Китая и Монголии протянулся так называемый "Вал Чингисхана". Однако он не связан с именем великого завоевателя, а, видимо, являлся северной укрепленной границей империи Ляо. В XII в. усилились тунгусоязычные племена чжурчжэней - восточных соседей киданей. Между ними началась ожесточенная борьба, которая закончилась победой чжурчжэней. В 1125 г. империя Ляо перестала существовать. Земли киданей перешли к чжурчжэням, основавшим новую империю Цзинь (золотая).
С Х в. степи и лесостепи Забайкалья заселяют кочевые монгольские племена. Создание монгольского государства связано с именем Чингисхана. В 1206 г. на великом курултае (съезде) он был провозглашен великим ханом. В Забайкалье немало разнообразных памятников, отставшихся от монголов. Ко времени оформления монгольского государства относится город на р. Хирхире в Приаргунье. Рядом с ним еще в XVII в. стояла стелла с надписью - знаменитый "Чингисов камень", который в настоящее время находится в Эрмитаже. В 1950-е гг. город изучала экспедиция под руководством С.В. Киселева. В результате раскопок было установлено, что он представлял собой военно-административный и торгово-ремесленный центр. Рядом с городом на г. Окошки располагался некрополь, где исследован ряд захоронений. В одном из них сохранился дощатый, окованный железными полосами гроб, на котором лежали седло с костяными стременами, узда с железными удилами, лук и берестяной колчан со стрелами. В обтянутом шелком гробу уцелели останки мальчика, примерно 6 лет, в шелковой шапочке, крытой шелком шубке, шелковой рубашке, в штанишках, сапожках и юбке ламского типа. Особенности погребения мальчика указывают на его высокий сан - одновременно и воина, и ламы. В период расцвета монгольской державы (XIII-XIV вв.) в Забайкалье возникли дворцы, города-резиденции правителей, которые одновременно были центрами ремесла и торговли. Развалины подобного города находятся на р. Кондуй в Борзинском районе. Он известен как "Кондуйский городок" и относится к XIV в. Основа архитектурного ансамбля городка - дворец. Здесь обнаружено огромное количество обломков черепицы, покрытых зеленой глазурью.
 
"Чингисов камень"
 
Среди них много обломков отливов и концевых дисков, украшенных драконами, а также фрагментов рельефов от скульптурных украшений коньков кровли и стен здания. Главное здание дворца, по описанию С.В. Киселева, стояло на высокой двухметровой платформе, края которой украшали двухъярусные террасы. На нижней террасе, выступая личинами наружу, находились гранитные изваяния, изображавшие головы драконов. Вся конструкция здания опиралась на мощные деревянные колонны, опорой для которых служили гранитные базы. Самыми распространенными памятниками монгольского времени являются погребения. Они представляют собой небольшие каменные кладки округлой формы, перекрывающие могильные ямы. Умершие лежат в них, как правило, на спине, головой - на север или северо-восток. В изголовье помещалась часть ноги барана. Инвентарь погребений всегда связан с достатком умершего, его социальным положением. В погребениях более состоятельных людей встречаются вещи, завезенные монголами из других областей. Это китайские и чжурчжэнские брозовые зеркала, шелковые ткани, монеты, поливная керамика и др.
Гранитная база для колонны. Кондуйский городок    
     
В лесостепной зоне И.И. Кирилловым выявлена ундугунская культура. Она получила свое название по месту первых захоронений, обнаруженных на оз. Ундугун - одном из озер Иваново-Арахлейской системы. Данные погребения дали интересный материал, отличающийся от современных им монгольских. "Ундугунцы" хоронили умерших в колодах-долбленках, напоминающих лодки. В составе погребального инвентаря - предметы конской сбруи, вооружения и охотничьего снаряжения, предметы быта и украшения. Могильники, подобные ундугунскому, обнаружены в других местах лесостепного Забайкалья. по типу хозяйства "ундугунцы" близки монголам. Однако по общему облику культуры значительно от них отличаются.  
   
Предметы из могильника ундугунской культуры
К числу таких отличий относится обычай вторичных захоронений, широкое использование изделий из кости и рога, орнамент изделий. Отличия свидетельствуют о принадлежности ундугунской культуры к иному этническому миру - миру тунгусских народов. Все это позволяет видеть в "ундугунцах" прямых предков эвенков. Именно в этом районе в XVII в. жили так называемые "конные тунгусы".
   
Литература:  

Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. - СПб., 1993;

Ковычев Е.В. История Забайкалья. I - середина II тыс. н.э. - Иркутск, 1984;

Колосов В.К. Богачинская пещера - новый памятник ранней бронзы. Тез. докл. Всесоюз. конф. "Четвертичная геология и первобытная археология Южной Сибири. - Улан-Удэ, 1986;

Константинов М.В. Каменный век восточного региона Байкальской Азии. - Улан-Удэ; Чита, 1994;

Мещерин М.Н. Древние находки у с. Гыршелун //Петр Алексеевич Кропоткин: гуманист, ученый, революционер. Российская научная конференция. - Чита, 1992;

Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. - Улан-Удэ, 1998;

Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. - Новосибирск, 2000.

Иллюстрации из альбома З. Буриана "Жизнь древнего человека"

Фото:

С. В. Алкина,

С.Г. Васильева,

А. В. Жукова,

Е. В. Ковычева,

М. В. Константинова,

А. Ю. Литвинцева,

     
 © ГУК "Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова"