Проект «Наследие в красках» предполагает реставрацию картин, хранящихся в музеях края. Реализация началась в апреле 2022 года. В коллекциях музеев Забайкальского края были выявлены нуждающиеся в реставрации живописные работы, составлен список объектов, представляющих большую культурную ценность. В проекте приняли участие Нерчинский краеведческий, Доронинский краеведческий и Приаргунский историко-художественный музеи, передавшие на реставрацию несколько уникальных полотен. Музейный художник-реставратор Ирина Бухоголова провела кропотливую работу по восстановлению полотен, после чего они были выставлены в музее на обозрение публики. Картины снабжены информационными стендами, рассказывающими об этапах реставрации. Проект был выполнен по инициативе АНО «Забайкальский центр развития музейного дела» на средства гранта Министерства культуры Забайкальского края.
Татьяна Жеребцова,
начальник отдела по реализации государственной культурной политики Министерства культуры Забайкальского края:
«Хочу выразить благодарность краеведческому музею, потому что он нас удивляет каждый раз новыми выставками, новыми экспозициями, уникальными проектами. А сегодня мы видим и результат проекта, и уникальную выставку. Действительно, реставрация это неотъемлемая часть музейной работы, работы по сохранению музейных экспонатов. Но реставрация для живописных полотен это еще и возможность продлить жизнь не только музейным предметам, но и уникальным предметам, которые хранятся в частных коллекциях. Сегодня музей имеет такого замечательного специалиста – реставратора Ирину Викторовну – спасибо и музею и тем, кто вкладывал большой образовательный процесс в подготовку специалиста, которая успешно аттестацию на уровне министерства Российской Федерации. Это действительно большое событие для края и для краеведческого музея и для общественности Забайкальского края».
На выставке представлены работы и забайкальских художников – П.И. Бургулова В.И. Форова, (Доронинский краеведческий музей), С.Е. Сербулова (Нерчинский краеведческий музей), а также известных художников всероссийского масштаба – В.Д. Илюхина, А. Т. Даниличева (Приаргунский историко-художественный музей).
Виктор Колосов,
директор Забайкальского краеведческого музея:
«Сегодня даже большие музеи, не говоря о муниципальных, зачастую не могут самостоятельно проводить реставрационные мероприятия. А на этой выставке мы видим пример государственной культурной политики. Это то, что делает государство через Министерство культуры для наших музеев. Я хотел бы призвать Министерство и Администрацию Забайкальского края, чтобы это явление стало регулярным. Есть еще очень много работ, которые требуют внимания к их состоянию».
Алексей Петрушкевич,
заместитель директора Государственного научно-исследовательского института реставрации (г. Москва) (видеообращение):
«Нам приятно знать и слышать о таких региональных проектах, как «Наследие в красках». Благодаря существованию таких проектов, родившихся под эгидой Забайкальского краевого краеведческого музея при поддержке Министерства культуры Забайкальского края, сохраняется наше национальное достояние. Значимость проекта, в котором уже достигнуты результаты, пусть даже на самых первых этапах, переоценить очень сложно. Основная деятельность региональных музеев это сохранность, популяризация и реставрация того колоссального художественного наследия, которое было собрано, в основном, в советское время. Благодаря проекту «Наследие в красках» это наследие, пусть даже в небольшой степени, спасается, сохраняется и реставрируется».
Картины нуждались в разной степени реставрации. Яркая работа «Колхозница-мордовка» художника В.Д. Илюхина нуждалась в особом подходе к реставрации, так как находилась в аварийном состоянии. Картину С.Е. Сербулова «Нерчинск в XIX веке» пришлось дублировать на новый холст.
Валерий Баширов,
председатель регионального отделения Союза Художников России:
«Реставрировать картины очень сложно. Ирина Викторовна работает очень хорошо, она только начинает свою деятельность, и я думаю, что люди будут знакомиться с картинами, которые еще стоят в очереди на реставрацию».
Ксения Максименя,
председатель Забайкальского центра развития музейного дела:
«Этот проект, который потребовал огромного труда целых поколений – это труд художников, которые несколько десятков лет назад создавали картины, это труд педагогов-воспитателей, которые отдали все свои силы для того, чтобы появился такой замечательный художник-реставратор – Ирина Бухоголова, это труд хранителей тех музеев, которые в сложнейших условиях позволяют ценным экспонатам дойти до реставратора в пригодном состоянии».
Все работы оказались уникальны, за каждой стоит своя история. Картина забайкальского художника В.И. Форова оказалась написана в особой манере, не похожей на обычный стиль автора. Репродукция картины А.Т. Даниличева «Церковь покрова на Нерли» нашлась на почтовой открытке 1970-х годов.
В ходе реставрации были открыты некоторые неожиданные аспекты – например, на обороте картины П.И. Бургулова «Иисус Христос в терновом венке» скрывался фрагмент другой картины, которая также была восстановлена, а для работы была сконструирована специальная рама для экспонирования с обеих сторон.
Надежда Шемякина,
директор Доронинского краеведческого музея:
«Эту картину хранили три поколения. Нам ее дали сначала на время, чтобы экспонировать к столетию Ингодинского восстания (Крестьянское восстание в Улетовском районе против власти атамана Г.М. Семенова – прим. автора). Оно было подавлено и художник, написавший эту картину, Платон Иосифович Бургулов, погиб в ходе Ингодинского восстания. Прошло какое-то время, хранительница Анна Павловна Дубровская, жительница села Улеты, передала этот предмет нам в Доронинский музей. Для нас это не просто участник Ингодинского восстания, это художник Доронинской Богородицкой Рождественской церкви, который также был учителем церковно-приходской школы».
Евгения Тырина,
главный хранитель Нерчинского краеведческого музея
«В музеях сейчас очень мало возможности реставрации. Помня о том, что было с нашей картиной «Город Нерчинск в XIX веке» и глядя на то, что есть сейчас – это, конечно, потрясающая работа».
Выставка «Наследие в красках» будет работать до середины декабря, затем картины будут доставлены в свои музеи.
Татьяна Жеребцова,
начальник отдела по реализации государственной культурной политики Министерства культуры Забайкальского края:
«Хочу выразить благодарность краеведческому музею, потому что он нас удивляет каждый раз новыми выставками, новыми экспозициями, уникальными проектами. А сегодня мы видим и результат проекта, и уникальную выставку. Действительно, реставрация это неотъемлемая часть музейной работы, работы по сохранению музейных экспонатов. Но реставрация для живописных полотен это еще и возможность продлить жизнь не только музейным предметам, но и уникальным предметам, которые хранятся в частных коллекциях. Сегодня музей имеет такого замечательного специалиста – реставратора Ирину Викторовну – спасибо и музею и тем, кто вкладывал большой образовательный процесс в подготовку специалиста, которая успешно аттестацию на уровне министерства Российской Федерации. Это действительно большое событие для края и для краеведческого музея и для общественности Забайкальского края».
На выставке представлены работы и забайкальских художников – П.И. Бургулова В.И. Форова, (Доронинский краеведческий музей), С.Е. Сербулова (Нерчинский краеведческий музей), а также известных художников всероссийского масштаба – В.Д. Илюхина, А. Т. Даниличева (Приаргунский историко-художественный музей).
Виктор Колосов,
директор Забайкальского краеведческого музея:
«Сегодня даже большие музеи, не говоря о муниципальных, зачастую не могут самостоятельно проводить реставрационные мероприятия. А на этой выставке мы видим пример государственной культурной политики. Это то, что делает государство через Министерство культуры для наших музеев. Я хотел бы призвать Министерство и Администрацию Забайкальского края, чтобы это явление стало регулярным. Есть еще очень много работ, которые требуют внимания к их состоянию».
Алексей Петрушкевич,
заместитель директора Государственного научно-исследовательского института реставрации (г. Москва) (видеообращение):
«Нам приятно знать и слышать о таких региональных проектах, как «Наследие в красках». Благодаря существованию таких проектов, родившихся под эгидой Забайкальского краевого краеведческого музея при поддержке Министерства культуры Забайкальского края, сохраняется наше национальное достояние. Значимость проекта, в котором уже достигнуты результаты, пусть даже на самых первых этапах, переоценить очень сложно. Основная деятельность региональных музеев это сохранность, популяризация и реставрация того колоссального художественного наследия, которое было собрано, в основном, в советское время. Благодаря проекту «Наследие в красках» это наследие, пусть даже в небольшой степени, спасается, сохраняется и реставрируется».
Картины нуждались в разной степени реставрации. Яркая работа «Колхозница-мордовка» художника В.Д. Илюхина нуждалась в особом подходе к реставрации, так как находилась в аварийном состоянии. Картину С.Е. Сербулова «Нерчинск в XIX веке» пришлось дублировать на новый холст.
Валерий Баширов,
председатель регионального отделения Союза Художников России:
«Реставрировать картины очень сложно. Ирина Викторовна работает очень хорошо, она только начинает свою деятельность, и я думаю, что люди будут знакомиться с картинами, которые еще стоят в очереди на реставрацию».
Ксения Максименя,
председатель Забайкальского центра развития музейного дела:
«Этот проект, который потребовал огромного труда целых поколений – это труд художников, которые несколько десятков лет назад создавали картины, это труд педагогов-воспитателей, которые отдали все свои силы для того, чтобы появился такой замечательный художник-реставратор – Ирина Бухоголова, это труд хранителей тех музеев, которые в сложнейших условиях позволяют ценным экспонатам дойти до реставратора в пригодном состоянии».
Все работы оказались уникальны, за каждой стоит своя история. Картина забайкальского художника В.И. Форова оказалась написана в особой манере, не похожей на обычный стиль автора. Репродукция картины А.Т. Даниличева «Церковь покрова на Нерли» нашлась на почтовой открытке 1970-х годов.
В ходе реставрации были открыты некоторые неожиданные аспекты – например, на обороте картины П.И. Бургулова «Иисус Христос в терновом венке» скрывался фрагмент другой картины, которая также была восстановлена, а для работы была сконструирована специальная рама для экспонирования с обеих сторон.
Надежда Шемякина,
директор Доронинского краеведческого музея:
«Эту картину хранили три поколения. Нам ее дали сначала на время, чтобы экспонировать к столетию Ингодинского восстания (Крестьянское восстание в Улетовском районе против власти атамана Г.М. Семенова – прим. автора). Оно было подавлено и художник, написавший эту картину, Платон Иосифович Бургулов, погиб в ходе Ингодинского восстания. Прошло какое-то время, хранительница Анна Павловна Дубровская, жительница села Улеты, передала этот предмет нам в Доронинский музей. Для нас это не просто участник Ингодинского восстания, это художник Доронинской Богородицкой Рождественской церкви, который также был учителем церковно-приходской школы».
Евгения Тырина,
главный хранитель Нерчинского краеведческого музея
«В музеях сейчас очень мало возможности реставрации. Помня о том, что было с нашей картиной «Город Нерчинск в XIX веке» и глядя на то, что есть сейчас – это, конечно, потрясающая работа».
Выставка «Наследие в красках» будет работать до середины декабря, затем картины будут доставлены в свои музеи.