Новости музея

Новая жизнь старой картины

В Забайкальском краевом художественном музее 13 октября состоялось открытие выставки картины Николая Верхотурова «Портрет дочери Людмилы». На картине, написанной в 1938 году, изображена юная пионерка - дочь художника. Это старейший экспонат собрания живописи художественного музея. Примечательно, что полотно было передано музею изображенным на нем героем - дочерью художника Николая Верхотурова Людмилой в 1980-е годы.

Картина реставрирована в Забайкальском краевом краеведческом музее. Художник-реставратор музея, член Союза художников России Ирина Бухоголова, несколько месяцев тщательно работала над портретом. В ходе работ выяснилось, что полотно подвергалось изменениями, некоторые детали были скрыты под поздними наслоениями краски. Например, был закрашен знак «Готов к санитарной обороне СССР», который украшал лямку сарафана.

На презентации побывали забайкальские художники, а также учащиеся Центральной детской художественной школы г. Читы, студенты Забайкальского техникума искусств. Ирина Бухоголова рассказала юным художникам о работе над картиной.

Согласно "Энциклопедии Забайкалья"
Николай Иванович Верхотуров (5.12.1863, с. Монастырское Забайкальской губернии — 21.2.1944, Москва), художник-живописец. Обучался в Нерчинском духовном училище. Первые уроки рисования получил у нерчинского художника-педагога П. Н. Рязанцева. В 1889 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника. Участвовал в выставках с 1886. Жил в Иркутске (1889–1901), где вместе с художником М. А. Рутченко-Короткоручко предпринял попытку открыть рисовальную школу. В Петербурге окончил Императорскую Академию Художеств (1907, мастерская И. Е. Репина). Участник Всероссийского съезда художников (дек. 1911 — янв. 1912). Организатор «Общины художников» (1910). В 1910-е за границей написал серию портретов «Старые революционеры». В 1917–26 жил в Забайкалье, член редколлегии журнала «Театр и искусство», один из инициаторов создания в Чите Общества любителей изящных искусств. Переехав в Москву, работал в Политехническом музее. Имел 14 зарегистрированных патентов. Основные произведения: «Пропагандистка в рабочем кружке» (1906), «Прикованный к тачке» (1906), «1905 г.» («Рассказ очевидца», 1907), «Расчет» («Перед стачкой», 1910) и др. Картины выставлены в музеях Москвы, в Иркутском областном художественном, Забайкальском краевом художественном и Забайкальском краевом краеведческом музеях, в частных коллекциях.

2023 год