Петр Борисов – декабрист, художник, ученый

Петр Борисов – декабрист, художник, ученый

Картина с общим видом Петровского Завода
Портрет Петра Ивановича Борисова
Портрет Петра Ивановича Борисова. Акварель Н.А. Бестужева. 1830-е гг.
Поручик 8-й артиллерийской бригады, создатель Общества соединённых славян, Пётр Иванович Борисов был родом из дворян Слободско-Украинской губернии. Семья Борисовых была небогатой. Ни крестьян, ни поместий они не имели. Отец, Иван Андреевич Борисов, отставной майор Черноморского флота, человек образованный, увлеченный исследователь природы, привил детям эту увлеченность, стремление к истине. Благодаря отцу братья Борисовы получили великолепное домашнее образование. Отец лично обучил сыновей языку, математике, философии, географии, астрономии, и многим другим наукам. С наибольшим вниманием братья занимались историей естествознания.
Портрет Петра Ивановича Борисова
Портрет Петра Ивановича. Борисова Акварель Н.А. Бестужева. 1830-е гг.
Поручик 8-й артиллерийской бригады, создатель Общества соединённых славян, Пётр Иванович Борисов был родом из дворян Слободско-Украинской губернии. Семья Борисовых была небогатой. Ни крестьян, ни поместий они не имели. Отец, Иван Андреевич Борисов, отставной майор Черноморского флота, человек образованный, увлеченный исследователь природы, привил детям эту увлеченность, стремление к истине. Благодаря отцу братья Борисовы получили великолепное домашнее образование. Отец лично обучил сыновей языку, математике, философии, географии, астрономии, и многим другим наукам. С наибольшим вниманием братья занимались историей естествознания.
Правила общества соединенных славян. Копия рукописи выполнена М.И. Алфериной. 1985 г.
Стремление к истине, знакомство с новейшей и исторической литературой, а также картины русской действительности привели П.И. Борисова к убеждению о необходимости преобразований. Вместе с братом Андреем Ивановичем, независимо от ранних декабристских организаций, он создал Общество первого согласия и Общество друзей природы, преследующие как просветительские, так и политические цели. В 1823 г. братья Борисовы и Юлиан Люблинский основали Общество соединённых славян, ставившее своей задачей объединение всех славян, живущих между четырьмя морями, в единое федеративное демократическое государство.
П.И. Борисов был основным автором программных документов и девизов всех этих обществ. В 1825 г. общество соединенных славян объединилось с Южным обществом, образовав в нем особую «Славянскую управу». П.И. Борисов при необыкновенной скромности, мягкости и кротости характера обладал сильным воображением и твердой волей. Это была, безусловно, глубокая и незаурядная натура. Он пользовался большим уважением среди членов общества, сумев сплотить их вокруг своей идеи и своей личности. И впоследствии в Сибири «славяне» остались в близких отношениях друг с другом.
Стремление к истине, знакомство с новейшей и исторической литературой, а также картины русской действительности привели П.И. Борисова к убеждению о необходимости преобразований. Вместе с братом Андреем Ивановичем, независимо от ранних декабристских организаций, он создал Общество первого согласия и Общество друзей природы, преследующие как просветительские, так и политические цели. В 1823 г. братья Борисовы и Юлиан Люблинский основали Общество соединённых славян, ставившее своей задачей объединение всех славян, живущих между четырьмя морями, в единое федеративное демократическое государство.
П.И. Борисов был основным автором программных документов и девизов всех этих обществ. В 1825 г. общество соединенных славян объединилось с Южным обществом, образовав в нем особую «Славянскую управу». П.И. Борисов при необыкновенной скромности, мягкости и кротости характера обладал сильным воображением и твердой волей. Это была, безусловно, глубокая и незаурядная натура. Он пользовался большим уважением среди членов общества, сумев сплотить их вокруг своей идеи и своей личности. И впоследствии в Сибири «славяне» остались в близких отношениях друг с другом.
«Восстание Черниговского полка». Художник П.А. Игнатьев. 1985 г.
В дни выступления Черниговского полка братья Борисовы делали всё возможное, чтобы содействовать успеху восстания. Пётр Иванович был арестован в январе, его брат в марте 1826 г., содержались в Петропавловской крепости. На следствии оба брата держали себя твердо, стремились никого не выдавать, каждый пытался уменьшить вину другого. Осужденные Верховным Уголовным судом по первому разряду, они были приговорены первоначально к смертной казни, а затем «к лишению чинов и дворянства и к ссылке в каторжную работу вечно». Позднее срок каторжных работ был сокращен и заменен пожизненным поселением в Сибири.
Петр Иванович Борисов вместе с братом Андреем Ивановичем были отправлены в Сибирь одними из первых, последними покинули каторжную тюрьму и до амнистии не дожили. Братья отбывали каторгу в Александровском винокуренном заводе, в Благодатском руднике, с 1827 г. – в Чите и с 1830 г. – в Петровском Заводе. Первые два года на поселении они провели в селе Подлопатки близ Верхеудинска, с июля 1841 г. и до конца жизни – в деревне Малая Разводная, расположенной недалеко от Иркутска.
В дни выступления Черниговского полка братья Борисовы делали всё возможное, чтобы содействовать успеху восстания. Пётр Иванович был арестован в январе, его брат в марте 1826 г., содержались в Петропавловской крепости. На следствии оба брата держали себя твердо, стремились никого не выдавать, каждый пытался уменьшить вину другого. Осужденные Верховным Уголовным судом по первому разряду, они были приговорены первоначально к смертной казни, а затем «к лишению чинов и дворянства и к ссылке в каторжную работу вечно». Позднее срок каторжных работ был сокращен и заменен пожизненным поселением в Сибири.
Петр Иванович Борисов вместе с братом Андреем Ивановичем были отправлены в Сибирь одними из первых, последними покинули каторжную тюрьму и до амнистии не дожили. Братья отбывали каторгу в Александровском винокуренном заводе, в Благодатском руднике, с 1827 г. – в Чите и с 1830 г. – в Петровском Заводе. Первые два года на поселении они провели в селе Подлопатки близ Верхеудинска, с июля 1841 г. и до конца жизни – в деревне Малая Разводная, расположенной недалеко от Иркутска.
Село Благодатское – место ссылки декабристов. Фото А.К. Кузнецова. 1889 г.
Общий вид Петровского Завода. Художник В.В. Давыдов (сын декабриста). Копия с акварели Н.А. Бестужева. 1830-е гг.
Ворота Читинского острога. Акварель Н.А. Бестужева. 1829-1830 гг.
Пётр Иванович овладел навыками акварельной живописи, несомненно, еще до ареста. Насколько важна была для него живопись можно судить по тому. Что он, не имея в Петербурге родственников или близких знакомых, сумел приобрести для неё всё необходимое, находясь в Петропавловской крепости. Во всяком случае, в Сибирь он вёз с собою из Петербурга все рисовальные принадлежности. В Чите и Петровском заводе Петр Иванович создал много рисунков в подарок своим сёстрам и друзьям, жёнам, сёстрам декабристов. Он сумел воссоздать в своей живописи окружавший его мир природы с поэтической одухотворенностью и научной достоверностью.
Рисунки П.И. Борисова являлись частью его природоведческих исследований и создавались в процессе изучения растительного и животного мира Восточной Сибири. Нужно сказать, что братья Борисовы, не учившиеся ни в каких учебных заведениях, в течение всей своей жизни упорно занимались самообразованием. С молодых лет они были увлеченными натуралистами, в Сибири вели природоведческие наблюдения, создали естественно научные коллекции.
Пётр Иванович овладел навыками акварельной живописи, несомненно, еще до ареста. Насколько важна была для него живопись можно судить по тому. Что он, не имея в Петербурге родственников или близких знакомых, сумел приобрести для неё всё необходимое, находясь в Петропавловской крепости. Во всяком случае, в Сибирь он вёз с собою из Петербурга все рисовальные принадлежности. В Чите и Петровском заводе Петр Иванович создал много рисунков в подарок своим сёстрам и друзьям, жёнам, сёстрам декабристов. Он сумел воссоздать в своей живописи окружавший его мир природы с поэтической одухотворенностью и научной достоверностью.
Рисунки П.И. Борисова являлись частью его природоведческих исследований и создавались в процессе изучения растительного и животного мира Восточной Сибири. Нужно сказать, что братья Борисовы, не учившиеся ни в каких учебных заведениях, в течение всей своей жизни упорно занимались самообразованием. С молодых лет они были увлеченными натуралистами, в Сибири вели природоведческие наблюдения, создали естественно научные коллекции.
  • «…Петр Иванович… нарисовал акварелью виды всех растений даурской флоры и изображения почти всех пород птиц Забайкальского края».
    Из воспоминаний декабриста Д.И. Завалишина
  • «.два брата Борисовых, любители естественных наук,…занимались собираем цветов… и зоологическими изысканиями: они набрали множество букашек разных пород, красоты необыкновенной, хранили и берегли их и впоследствии составили довольно порядочную коллекцию насекомых, которая была предметом любопытства любителей естественных наук».
    из воспоминаний декабриста Е.П. Оболенского
По утверждению декабриста Завалишина, П.И. Борисов не только имел в Чите «замечательную коллекцию насекомых, но и сам разработал их новую классификацию». Через неизвестных нам лиц у Петра Ивановича завязываются научные контакты с Петербургским ботаническим садом и Московским обществом испытателей природы. Декабрист Басаргин подтверждал эти сведения. Он пишет о том, что огромная коллекция насекомых братьев Борисовых была ими послана знаменитому профессору Фишеру. Наиболее плодотворными были годы 1842 − 1847 гг., когда братья Борисовы жили в Малой Разводной. В это время Пётр Иванович выполнял альбомы с рисунками животного и растительного мира Сибири по заказу купцов и чиновников.
Определить точное количество выполненных рисунков П.И. Борисовым невозможно. Исследователи считают, что им было выполнено не менее 670 изображений. Но дошли до нашего времени 465 рисунков, которые находятся в разных хранилищах: 281 рисунок хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; 67 – в библиотеке Ботанического института им. В.Л. Комарова в Санкт Петербурге, 50 – в отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина; 29 – в Отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея; 24 – во Всесоюзном музеи А.С. Пушкина, 10 – в Музее декабристов в Новоселенгинске, 3 – в Центральном государственном архиве литературы и искусства; 1 – в Государственном литературном музее г. Москва.
По утверждению декабриста Завалишина, П.И. Борисов не только имел в Чите «замечательную коллекцию насекомых, но и сам разработал их новую классификацию». Через неизвестных нам лиц у Петра Ивановича завязываются научные контакты с Петербургским ботаническим садом и Московским обществом испытателей природы. Декабрист Басаргин подтверждал эти сведения. Он пишет о том, что огромная коллекция насекомых братьев Борисовых была ими послана знаменитому профессору Фишеру. Наиболее плодотворными были годы 1842 − 1847 гг., когда братья Борисовы жили в Малой Разводной. В это время Пётр Иванович выполнял альбомы с рисунками животного и растительного мира Сибири по заказу купцов и чиновников.
Определить точное количество выполненных рисунков П.И. Борисовым невозможно. Исследователи считают, что им было выполнено не менее 670 изображений. Но дошли до нашего времени 465 рисунков, которые находятся в разных хранилищах: 281 рисунок хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; 67 – в библиотеке Ботанического института им. В.Л. Комарова в Санкт Петербурге, 50 – в отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина; 29 – в Отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея; 24 – во Всесоюзном музеи А.С. Пушкина, 10 – в Музее декабристов в Новоселенгинске, 3 – в Центральном государственном архиве литературы и искусства; 1 – в Государственном литературном музее г. Москва.
Березовая Ванесса. Бабочка Ванесса. Акварель П.И. Борисова
Букет полевых цветов. Акварель П.И. Борисова
Борисовым был выполнен альбом «Букет Восточной Сибири» (66 изображений цветов). Рисование цветов было творческой работой. Изображения цветов исполнялись всегда с живой натуры и передавали всё её очарование. Кроме того, компоновка цветов в букеты и даже расположение на листе одного экземпляра составляют истинно творческий процесс и всегда неповторимы. Мастерство Борисова в этих рисунках поразительно. Форма лепиться тончайшим мазком, казалось бы, одинаковым, но передающим все нюансы фактуры – матовые, бархатистые, глянцевые поверхности. Сам Борисов о своем таланте художника отзывался очень скромно, в одном из писем к своим сестрам Петр Иванович с восхищением пишет о богатой природе Сибири, замечая, что растительное царство её разнообразно и любопытно. И с присущей ему скромностью продолжает: «…Чтобы дать Вам идею о красоте сибирских цветов, я пришлю Вам два букета своей работы, но заранее предупреждаю Вас, что это будет слабая копия богатых сибирских оригиналов. Красоты их форм и живость их колорита отказывается выразить бедная моя кисть».
Рисунки Борисова оформлялись либо в виде тонких книжечек в мягкой обложке, которые Борисов называл «ливрезоны» или «тетради», либо помещались в альбомы в твердых фаянсовых переплетах. Часть акварелей передавались художником своим друзьям или заказчикам в виде отдельных листов в их личные альбомы. Оформлением работ Петра Ивановича занимался его брат Андрей Иванович. Все известные крупные заказы выполнялись Петром Ивановичем в надежде на их научное использование. Все рисунки распределены по альбомам не случайными наборами, а в соответствии с принятыми Борисовым системами классификации птиц или растений. Эти рисунки имеют авторские объяснительные подписи на русском, латинском, а иногда и французском языках.
Борисовым был выполнен альбом «Букет Восточной Сибири» (66 изображений цветов). Рисование цветов было творческой работой. Изображения цветов исполнялись всегда с живой натуры и передавали всё её очарование. Кроме того, компоновка цветов в букеты и даже расположение на листе одного экземпляра составляют истинно творческий процесс и всегда неповторимы. Мастерство Борисова в этих рисунках поразительно. Форма лепиться тончайшим мазком, казалось бы, одинаковым, но передающим все нюансы фактуры – матовые, бархатистые, глянцевые поверхности. Сам Борисов о своем таланте художника отзывался очень скромно, в одном из писем к своим сестрам Петр Иванович с восхищением пишет о богатой природе Сибири, замечая, что растительное царство её разнообразно и любопытно. И с присущей ему скромностью продолжает: «…Чтобы дать Вам идею о красоте сибирских цветов, я пришлю Вам два букета своей работы, но заранее предупреждаю Вас, что это будет слабая копия богатых сибирских оригиналов. Красоты их форм и живость их колорита отказывается выразить бедная моя кисть».
Рисунки Борисова оформлялись либо в виде тонких книжечек в мягкой обложке, которые Борисов называл «ливрезоны» или «тетради», либо помещались в альбомы в твердых фаянсовых переплетах. Часть акварелей передавались художником своим друзьям или заказчикам в виде отдельных листов в их личные альбомы. Оформлением работ Петра Ивановича занимался его брат Андрей Иванович. Все известные крупные заказы выполнялись Петром Ивановичем в надежде на их научное использование. Все рисунки распределены по альбомам не случайными наборами, а в соответствии с принятыми Борисовым системами классификации птиц или растений. Эти рисунки имеют авторские объяснительные подписи на русском, латинском, а иногда и французском языках.
Последний период творчества Петра Ивановича 1847 – 1854 гг. В это время он выполнял большой заказ чиновника И. Д. Булычева, который решил проиллюстрировать свою поездку в Сибирь. При этом он без зазрения совести обсчитал Борисова, не умершего с голоду, благодаря помощи товарищей-декабристов, не заплатив полностью за выполненную работу. В собрании Булычева 7 альбомов (все они сохранены до наших дней, хранятся в научной библиотеке Московского университета), в них насчитывается 281 рисунок, из них 179 рисунков птиц. Борисов как ученый больше увлекался орнитологией. Все рисунки птиц содержат один сюжет, одну особь или стадии её развития, и окружение птицы дано в соответствии с реальной природой: сидит птичка именно на ветках тех деревьев или кустарников, на которые они садились в действительности, в клювах они держали именно тех насекомых, которыми питались. Соединение нескольких птиц на одном рисунке всегда носило смысловой характер: самка с яичком в гнезде или с птенцами, самец, кормящий птенца; особи одной породы, но разного пола или возраста либо в различные времена года.
И.Д. Булычев хотел напечатать труд Борисова под своим именем, так как на титульном листе рукописи декабриста, посвященного описанию птиц и имеющий непосредственное отношение к рисункам 4-х альбомов, сделана надпись: «Описание пород птиц, находящихся в Восточной Сибири. И. Булычева. Рисунки П. Борисова». Но не будучи ученым-натуралистом. Булычев не смог реализовать труд Борисова, выдавая его рукопись за свою. В 1867 году известный ученый Н.А. Северцев готовил к печати свой труд по орнитологии. Он хотел издать рисунки Борисова, представленные ему Булычевым, но предполагаемое издание труда Северцева не было осуществлено. Лишь небольшая часть его была напечатана в виде проспекта. Северцев указывал в числе источников, которыми он пользовался. Многолетние наблюдения «около Иркутска и на верховьях Лены», переданные ему Булычевым. Без сомнения речь шла о труде П.И. Борисова.
Последний период творчества Петра Ивановича 1847 – 1854 гг. В это время он выполнял большой заказ чиновника И. Д. Булычева, который решил проиллюстрировать свою поездку в Сибирь. При этом он без зазрения совести обсчитал Борисова, не умершего с голоду, благодаря помощи товарищей-декабристов, не заплатив полностью за выполненную работу. В собрании Булычева 7 альбомов (все они сохранены до наших дней, хранятся в научной библиотеке Московского университета), в них насчитывается 281 рисунок, из них 179 рисунков птиц. Борисов как ученый больше увлекался орнитологией. Все рисунки птиц содержат один сюжет, одну особь или стадии её развития, и окружение птицы дано в соответствии с реальной природой: сидит птичка именно на ветках тех деревьев или кустарников, на которые они садились в действительности, в клювах они держали именно тех насекомых, которыми питались. Соединение нескольких птиц на одном рисунке всегда носило смысловой характер: самка с яичком в гнезде или с птенцами, самец, кормящий птенца; особи одной породы, но разного пола или возраста либо в различные времена года.
И.Д. Булычев хотел напечатать труд Борисова под своим именем, так как на титульном листе рукописи декабриста, посвященного описанию птиц и имеющий непосредственное отношение к рисункам 4-х альбомов, сделана надпись: «Описание пород птиц, находящихся в Восточной Сибири. И. Булычева. Рисунки П. Борисова». Но не будучи ученым-натуралистом. Булычев не смог реализовать труд Борисова, выдавая его рукопись за свою. В 1867 году известный ученый Н.А. Северцев готовил к печати свой труд по орнитологии. Он хотел издать рисунки Борисова, представленные ему Булычевым, но предполагаемое издание труда Северцева не было осуществлено. Лишь небольшая часть его была напечатана в виде проспекта. Северцев указывал в числе источников, которыми он пользовался. Многолетние наблюдения «около Иркутска и на верховьях Лены», переданные ему Булычевым. Без сомнения речь шла о труде П.И. Борисова.
Красавчик, монашенка, долгохвостая малиновка. Длиннохвостый снегирь, восточносибиркая черноголовая гаичка, длиннохвостая синица. Акварель П.И. Борисова
Золотистый подорожник. Дубровник. Акварель П.И. Борисова
Декабристы были хорошо осведомлены о живописных работах Борисова и высоко ценили его талант художника. Все они настолько привыкли видеть Петра Ивановича всегда за работой, что сложилась легенда о том, что и умер он, рисуя цветы. Именно так описал кончину Борисова Михаил Бестужев: «…он в одно утро, копируя с живых цветов букеты из забайкальской флоры, едва ли не лучше самого Одюбона, с кистью в руке, склонил голову на стол и отошел в вечность». В этих строках интересно то, что Бестужев сравнивает Борисова с Джоном Одюбоном, американским натуралистом и художником, который прославился своим многотомным трудом «Птицы Америки».
В 1932 г. вместе с рисунками в научную библиотеку Московского университета поступила и рукопись труда Борисова «Орнитологическая фавна Восточной Сибири», содержащая 494 листа. При знакомстве с этой работой становится очевидным, что Петр Иванович был хорошо знаком с обширной орнитологической литературой и с работами крупнейших естествоиспытателей разных времен. Помимо точного описания пород птиц, их повадок, образа жизни, связанных с этими птицами поверий, рукопись содержит описание внешнего вида птиц, интересные поэтические и философские рассуждения. Петру Ивановичу Борисову было свойственно счастливое сочетание таланта художника с тонкой наблюдательностью ученого. Его научным описаниям присущи особая теплота, живость и поэтичность изложения.
Декабристы были хорошо осведомлены о живописных работах Борисова и высоко ценили его талант художника. Все они настолько привыкли видеть Петра Ивановича всегда за работой, что сложилась легенда о том, что и умер он, рисуя цветы. Именно так описал кончину Борисова Михаил Бестужев: «…он в одно утро, копируя с живых цветов букеты из забайкальской флоры, едва ли не лучше самого Одюбона, с кистью в руке, склонил голову на стол и отошел в вечность». В этих строках интересно то, что Бестужев сравнивает Борисова с Джоном Одюбоном, американским натуралистом и художником, который прославился своим многотомным трудом «Птицы Америки».
В 1932 г. вместе с рисунками в научную библиотеку Московского университета поступила и рукопись труда Борисова «Орнитологическая фавна Восточной Сибири», содержащая 494 листа. При знакомстве с этой работой становится очевидным, что Петр Иванович был хорошо знаком с обширной орнитологической литературой и с работами крупнейших естествоиспытателей разных времен. Помимо точного описания пород птиц, их повадок, образа жизни, связанных с этими птицами поверий, рукопись содержит описание внешнего вида птиц, интересные поэтические и философские рассуждения. Петру Ивановичу Борисову было свойственно счастливое сочетание таланта художника с тонкой наблюдательностью ученого. Его научным описаниям присущи особая теплота, живость и поэтичность изложения.
Список использованной литературы:

  1. Куйбышева К.С., Сафонова. Н.И. Акварели декабриста П. И. Борисова. − Москва, 1986;
  2. Петров В.И., Петров Е. «Декабристы в Борисовы в Подлопатках». 2018;
  3. Естественнонаучное наследие декабриста П. И. Борисова. − Москва, 2002.
Список использованной литературы:

  1. Куйбышева К.С., Сафонова. Н.И. Акварели декабриста П. И. Борисова. − Москва, 1986;
  2. Петров В.И., Петров Е. «Декабристы в Борисовы в Подлопатках». 2018;
  3. Естественнонаучное наследие декабриста П. И. Борисова. − Москва, 2002.